Некрореализм


Некрореализм
направление в экспериментальном кинематографе, представленное исключительно фигурой петербургского режиссера Евгения Юфита.
Жизнь Юфита по-питерски полна сумеречных мифов. Согласно одному из них, в 1970-х годах еще в советском Ленинграде он был чуть ли первым панком в СССР. Тогда же, как гласит молва, передал панковское дело Андрею «Свину » Панову, лидеру группы «Автоматические Удовлетворители», недавно скончавшемуся. Прекратив панковать, Юфит стал снимать кино. Н. начался с того, что будущий основатель с группой единомышленников под звучными псевдонимами Андрей Мертвый, Евгений Дебил, Юрий Циркуль, Алексей Трупырь выезжал на природу развлекаться. Нетрезвые артисты смущали покой пригородных лесов, имитировали драки и совершали множество других хаотических действий. Юфит фиксировал эти спонтанные хэппенинги на пленке. Мордобойные братания оформились в фильмы «Лесорубы», «Санитары-оборотни», «Весна», «Мужество», «Вепри суицида». Это исцарапанные черно-белые короткометражки, без звука, в которых постоянно кто-то дерется, ползают перебинтованные полумертвые персонажи, а тот, кто еще не умер, обязательно это делает путем изощренного самоубийства.
Потом Юфита вместе с другими представителями параллельного кино согласился принять к себе на стажировку Сокуров, на период съемок своего фильма «Спаси и сохрани». Александр Николаевич до сих пор не любит вспоминать об этом опыте. «Параллельная» молодежь спустя год благополучно разбежалась, ничего толком не сделав. За исключением Юфита: тот снял почти профессиональную получасовку «Рыцари поднебесья», где прочитывался довольно злобный стёб над Тарковским. С тех пор раз в три-четыре года Юфит снимает полнометражный фильм. Кроме того, он рисует картины, выставляется как художник.
Формально причисленный к лону параллельщиков, Юфит даже в ранние годы своей режиссерской практики заметно отличался от советского киноандерграунда и артхауса. Его фильмы имеют четкие стилистические и формальные признаки, что позволяет говорить о Н. как целостном эстетическом явлении. Как правило, это черно-белые, с вялотекущим сюжетом картины. Пространство кадра — минималистическое до убогости: унылая среднерусская равнина, канализационные катакомбы, неуютные дома. Поступки героев немотивированы и загадочны, общая неадекватность характерна для всех. Отсюда обильные эпизоды насилия, ранения, массовые драки, искалеченные персонажи, убийства и суициды. Тем не менее для Н. характерно стремление к нонспектакулярности изображения, снижение пафоса зрелища, отказ от монтажных и актерских аттракционов, направленных на повышение заинтересованности аудитории. Это холодное, грязное и некрасивое кино. Даже насильственные действия в некрофильмах, при подчас запредельной жестокости, лишены причинно-следственной агрессии, обязательной для развлекательных жанров.
Последний фильм Юфита «Убитые молнией» (Россия-Нидерланды-Швейцария) для Н. — этапный. В нем, кажется, намечен логичный переход режиссера к новой философии природы, озвученной устами главной героини, ученого-эволюциониста. Оказывается, Дарвин ошибался. Человек так же может быть предком дерева и камня, как камень и дерево — предками человека. А инстинкт размножения — это всего лишь случайность, непредвиденная мутация, сбой в системе. Никаких половых отличий в правильной эволюции нет и быть не может. И весь строй фильма — традиционно молчаливого, тягучего, черно-белого — это подтверждает.
Парадокс лишь в том, что смерть — базовое понятие Н. — при подобном подходе отменяется.
Д. Десятерик
Евгений Юфит родился в 1961 году в Ленинграде. С начала 1980-х участвовал в выставках живописи и фотографии в СССР и за рубежом. В 1984 году организовал независимую киностудию «Мжалалафильм», объединившую радикальных художников, писателей и режиссеров. Короткометражный фильм «Санитары-оборотни» — манифест некрореализма. Стажировался в киношколе Александра Сокурова. Фильмография: «Санитары-оборотни» (к/м, 1985), «Лесоруб» (к/м, 1985), «Весна» (к/м, 1987), «Вепри суицида» (к/м, 1988) , «Мужество» (к/м, 1988), «Рыцари поднебесья» (к/м, 1989) , «Папа, умер Дед Мороз» (1991), «Воля» (к/м, 1994), «Деревянная комната» (1995), «Серебряные головы» (1998), «Убитые молнией» (2002).

Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. . 2005.

Смотреть что такое "Некрореализм" в других словарях:

  • Некрореализм — Некрореализм  художественное направление, возникшее в начале 1980 х гг. в Ленинграде. Объектом эстетического описания некрореализма оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти и всегда уже… …   Википедия

  • Некрореалисты — Некрореализм художественное направление возникшее в начале 1980 х гг. в Ленинграде. Объектом эстетического описания некрореализма оказываются условия существования человека, всегда уже стоящего на пороге смерти и всегда уже демонстрирующего… …   Википедия

  • Артхаус — (от английского art house, букв, дом искусств, музей) независимый, некоммерческий кинематограф. Назван так по месту демонстрации: арт хаузами в США называют кинотеатры при университетах и в музеях. Существует отлаженный артхаусный прокат.… …   Альтернативная культура. Энциклопедия

  • Параллельное Кино — андерграундное направление в советском кинематографе, сформировавшееся вопреки канонам как официального искусства, так и авторского кино. Зарождение П. К. можно отнести к рубежу 1970 1980 х годов, когда, преимущественно в Москве и Ленинграде,… …   Альтернативная культура. Энциклопедия

  • ДЕРЕВЯННАЯ КОМНАТА — ДЕРЕВЯННАЯ КОМНАТА, Россия, Мжалала фильм, 1995, ч/б, 65 мин. Радикально экспериментальный фильм. Главный герой фильма кинодокументалист одержим фиксацией маргинальных проявлений в окружающей его жизни. Все ближе и ближе направляя к ним объектив… …   Энциклопедия кино

  • ЮФИТ Евгений Георгиевич — (р. 17 января 1961, Ленинград), российский режиссер, художник, сценарист, актер, оператор, монтажер. В 1983 окончил ВТУЗ при Ленинградском металлическом заводе по специальности инженер механик. Участвовал в выставках живописи и фотографии в СССР… …   Энциклопедия кино

  • Юфит, Евгений Георгиевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Юфит. Евгений Юфит Имя при рождении: Евгений Георгиевич Юфит Дата рождения: 17 января 1961(1961 01 17) (51 год) …   Википедия

  • Санитары-оборотни (фильм) — Санитары оборотни  режиссер Евгений Георгиевич Юфит. Вторая часть из серии «Некрореализм» включает ранние короткометражные фильмы Евгения Юфита  Санитары Оборотни, Вепри суицида, Мужество, Лесоруб, Весна, Воля, а также хронику съёмки фильма… …   Википедия

  • Тихомиров, Виктор Иванович — Виктор Иванович Тихомиров Виктор Иванович Тихомиров в собственной мастерской …   Википедия

  • Виктор Иванович Тихомиров — в собственной мастерской Дата рождения: 13 мая 1951 Место рождения: Ленинград Жанр …   Википедия

Книги

  • Некрореализм. Каталог выставки, . Некрореализм – оригинальное художественное движение, возникшее в Ленинграде в середине 1980-х годов. Это направление предложило новую яркую форму сопротивления официальной советской… Подробнее  Купить за 6877 руб
  • Некрореализм, Подгорская Н. (сост.). Некрореализм – оригинальное художественное движение, возникшее в Ленинграде в середине 1980-х годов. Это направление предложило новую яркую форму сопротивления официальной советской… Подробнее  Купить за 990 руб
  • Necrorealism, Подгорская Н. (сост.). Издание приурочено к одноимённой ретроспективной выставке, прошедшей в Московском музее современного искусства в рамках IV Московской биеннале современного искусства в 2011 году. Некрореализм… Подробнее  Купить за 990 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.